Гельштат в Ростове-на-Дону

  • home
  • contact us

Гештальт-терапия. Игры.


1. Игра «Общение среди частей собственной личности». Психотерапевт предлагает провести следующий эксперимент, когда у пациента отмечается фрагментация личности: исполняется диалог среди важных частей личности – между пассивным («защищающимся») и агрессивным («нападающим»). Возможно, это и диалог с собственным чувством (тревога, страх), и с виртуальным, важным для пациента человеком, и с органами собственного тела или отдельно взятыми частями. Техника игры: пациента усаживаю на стул («горячий стул»), напротив - пустой стул, на котором «сидит» воображаемый «собеседник». Проигрывая диалог, пациент попеременно меняет стулья. При этом старается предельно себя сравнивать с разными частями личности.

2. Игра «Выполнение кругов». Пациенту рекомендуют пройти по кругу, при этом задать волнующий его вопрос каждому участнику группы. Например, пациенту необходимо узнать, как принимают его другие; что участники группы думают о нем; высказать личные впечатления, касающихся членов группы.

3. Игра «Незаконченное дело». Всякий незавершенный гештальт – является незаконченным делом, которое необходимо закончить. Практически, вся гештальт-терапия – завершение незаконченных дел. У большой части людей имеются вопросы, которые неурегулированы. Эти вопросы могут быть связаны с родителями, с родственниками и т.п. Обычно, это жалобы и претензии, которые остались безмолвными. Посредством приема «пустой стул», пациенту предоставляют возможность выразить свои чувства собеседнику, которого он вообразил. Или предлагают напрямую обратиться к такому участнику группы, который к незаконченному делу имеет отношение.

Гештальт-психотерапевты заметили, что особо серьезное и частое чувство – это чувство обиды. Собственно над чувством обиды и занимаются в игре, которая начинается следующими словами: «Я обижен…».

4. «Игра проективная». Когда пациент сообщает, что иной человек владеет некоторым чувством или чертой характера, то ему предлагают обследовать, не является ли это его отображением. Пациенту дают возможность «разыграть проекцию», то есть «примерить» эту черту или это чувство на самого себя. Например, если пациент сообщает: «Я испытываю к тебе жалость», то ему говорят разыграть роль человека, который пробуждает жалость. При этом он должен подойти к каждому участнику группы и вступить с ним в связь. Так человек раскрывает себя, незаметно входя в роль. Одновременно может произойти слияние отвергаемых прежде сторон данной личности.

5. Игра «Выявить противоположное (реверсия)». Видимое поведение пациента имеет характер защиты, который таит в себе противоположные направления. Для того чтобы пациент понял свои тайные желания и несовместимые потребности, ему дают возможность разыграть роль, контрастную той, которую он показывает в группе. Например, у пациентки имеются манеры «душечки». Ей советуют разыграть роль, в которой она задевает других женщин, воинственная и гордая. Этот способ дает возможность добиться в более полной мере соприкосновение с такими сторонами собственной личности, что раньше казались скрытыми.

6. «Упражнения с воображением». Наглядный показ движения проекции и содействие участникам группы определиться с не приятными сторонами личности. В таких упражнениях самая распространенная игра под названием “ Заброшенный старый магазин”. В начале этой игры пациент должен расслабиться и закрыть глаза. Потом надо представить картину: за полночь.

Человек идет по узкой улице. Проходит мимо заброшенного, старого магазина, у которого грязные окна. Но если приглядеться, то возможно увидеть неопределённый предмет.

Пациент должен досконально рассмотреть его. После этого надо отойти от старого магазина и воссоздать предмет, который находился за окном. Затем пациенту предлагается представить мысленно себя этим предметом. И описать свои чувства от первого лица. Дать ответы на вопросы: «Почему его оставили в магазине?», «На что похожа его жизнь в качестве этого предмета?». Пациенты проецируют на этих предметах, опознавая их, какие-то свои определённые проблемы.

Немалое внимание в гештальт-терапии отведено работе со сновидениями пациентов. В отличие от З. Фрейда, мнение Ф. Перлза основывалось на том, что «сон - это дорога королей к интеграции личности”. В гештальт-терапии, в отличие от психоанализа, нет толкования снов. Их используют для слияния личности.

Отдельные части сна являются частями нашей личности – мнение автора.

Чтобы достичь интеграции необходимо:


1. Совместить фрагменты нашей личности.
2. Вновь признать своими собственными спроецированные и отдаленные части своей личности.
3. Принять, как свои, скрытые тенденции, проявляющиеся во сне.

Чтобы выявить скрытое содержание сновидения, посредством проигрывания фрагментов сна, отдельных его объектов пережить сон, а не анализировать его.

Объявления