Для человека характерно устанавливать отношения с окружающей средой, такие отношения определяют границу. Данная граница позволяет соотносить личность с категориями «сам» и «не сам».
В этой области всегда есть место контакту одного человека с другим, гештальт - терапия определяет эту область как границу эго или как границу контакта.
Как полагает гештальт-терапия, именно на этой границе строятся отношения одного человека с другими людьми. Граница считается гибкой, если человек способен отличить собственное «Я» от того, кого определяет как «Вы», в то время, когда идёт формирование «Нас».
Дело в том, что в отношениях человек рассматривает окружающих, как предмет, который может оказаться полезным для удовлетворения потребностей.
Но благодаря способности координировать соответствующие потребности с теми, кто нас окружает, мы получаем представление друг о друге как о цельном человеке, а не как о способе удовлетворения наших пожеланий и потребностей.
В большинстве случаев причиной индивидуально-социального конфликта является конфликт между потребностями одного человека и требованиями других.
Так образуется понятие обязательства перед другими, которое трансформируется в идеал того, как надо действовать в конкретной ситуации.
После трансформации человек вырабатывает формулы, по которым строятся отношения с окружающими, но эти формулы обязательно должны соответствовать ранее принятым обязательствам. С течением времени формулы утверждаются, формируя таким образом характер.
Другим важным аспектом границы контакта являются функции таких известных процессов, как идентификация и отчуждённость. Идентификация – это способность человека видеть то, что находится внутри нас, и то, что находится внутри других.
В процессе идентификации человек определяет, что некоторые особенности, которыми обладает он, могут принадлежать и другим. В процессе отчуждения человек может видеть положительные качества у других, но не находить их у себя, хотя это такие же части его самого.
Или, наоборот, человек не имеет способности видеть дефекты в себе, зато имеет тенденцию критиковать таковые качества в других.