Основным принципом гештальт-подхода и гештальт-терапии является принцип целостности. Считается, что одно целое не всегда равно сумме составляющих его частей, а гораздо больше и своеобразнее.
Мы знаем, что водород легко воспламеняем, а поддерживает его горение – кислород. Вода же, которая состоит из кислорода и водорода, гасит пламя. Таким образом научные работники в области гештальта изучают организм как единое целое, по- своему уникальное, которое развивается по общим законам.
Человек – это целостный организм. В его единство входят психологические, биологические, духовные и социальные аспекты, то есть организм человека является единым гештальтом. Но что немало важно, человек и окружающая его среда также образуют единство, то есть гештальт. Это холизм.
Холизм – принцип целостности, который означает, что организм, связанный с окружающей средой, быстро образовывает гештальт - так называемый целостный автоматизированный образ.
В гештальт-терапии феномен целостности рассматриваются с нескольких точек зрения:
во-первых, целостность такого поля, как организм – среда;
во-вторых, целостность человеческой личности как психофизиологическое единство;
в-третьих, целостность актов поведения и переживаний.
Представление психологического поля в психологии было введено К. Левином. Взяв это понятие за основу, гештальт-терапия вывела, что человеческий организм и среда, окружающая его, являются единым целым. Ж.-М. Робин считал, что животное и само его существование включает данное целое в окружающую среду, поскольку не может существовать организм вне окружающей среды, по этой причине определение организма является определением того, что называется «полем», а именно: полем «организм - среда».
Данное поле организм - среда тесно связано со следующими факторами:
1) социально-культурными;
2) животными;
3) физическими.
В этом понятии человек и его среда являются как две диалектические полярности. Они взаимодействуют между собой и могут как поддерживать, так и разрушать друг друга.
Анализ показывает, что привлекает внимание большое сходство в понятиях «поле организм-среда» и «бытие-в-мире», которое было введено Хайдеггером и стало ведущим в экзистенциальной психологии. Понятия «бытие-в-мире» и «поле организм-среда» означают, что рассматривать человека и его мир необходимо как структурную целостность. Человек и его мир являются, как два полюса единого целого и проявляется это так: с одной стороны, мир ограничивает, с другой – человек в построении своего мира имеет некоторую степень свободы.
Принцип целостности распределяется на проблему соотношения между физической и психической действительностью. Всякая сторона поведения представляет собой проявление целостного бытия человека. Вместе с тем, идея целостности понимает индивид как части более широкого поля, включающего и среду. В данном единстве выявляется граница контакта между индивидом и окружающей его средой: у здорового индивида она всегда подвижна, так как предполагает и контакт человека со средой, и уход от этой среды.
Контакт — это начало гештальта, уход — его завершение. Человек находится в ситуации незавершенных (незаконченных) гештальтов – это проблема невротиков. Она заставляет невротика жить не «здесь и сейчас», а в прошлом или в мире фантазий. Главное — это сознание того, что происходит и как, а не отыскиваются причины происходящего. На пути личностного роста главное препятствие – незавершенность дел в прошлом; ситуации, на которые не отреагировали в прошлом, и боязнь пустоты, которая возникает при лишении человека его привычных стереотипов.
Эта пустота для человека – тупик. Этот тупик человек, как правило, избегает и возвращается к элементарному поведению. Но если человек умеет поддерживать сознание в пустоте, то это приводит вначале к «внутреннему взрыву», который чувствуется как страх смерти или сама смерть, а после чего — к «внешнему взрыву» — вспышке эмоций – возрождению человека, отреагированию ранее сдерживаемого, отвлекавшего на себя часть энергии и возможность жить в настоящем.